ГТРК "Дальневосточная"
История Хабаровского телевидения
Первый пробный телеэфир Хабаровского телевидения состоялся 56 лет назад – 1 марта 1960 года.
Это была небольшая подборка местных новостей, которую зачитала диктор Хабаровского телевидения Алевтина Аристархова. За режиссерским пультом находился Макарий Зайкин, а саму передачу снимал Виктор Агибалов. После выпуска телевизионных новостей зрителям показали художественный фильм «За власть Советов!».
Важно отметить, что только открывшаяся телестудия, как и телевизионный передатчик, были любительскими.
Передатчик самостоятельно собирали инженеры Комитета по радиовещанию Хабаровского крайисполкома Петр Мясниченко, Виктор Пашкин и Геннадий Дубин.
Телестудия будет оставаться местной еще долгое время – до 7 ноября 1967 года. В этот день ввели в строй станцию спутниковой связи «Орбита» и зрители Хабаровского края получили доступ к регулярным передачам Центрального телевидения из Москвы, которые шли на одном канале с местной студией. Но до этого момента Хабаровскому телевидению предстояло пройти еще долгий путь.
Ровно за семь лет до запуска «Орбиты», 7 ноября 1960 года, на телеканале был показан первый кинорепортаж о праздничных торжествах на площади Ленина. Как уже отмечалось, практически все оборудование студии тогда было любительским – репортаж о торжествах, снятый утром, проявлялся на деревянных самодельных рамках в бачке для кипячения белья, а вечером шел в эфир.
В феврале 1961 года зрителям представили первую телепостановку по рассказу Джека Лондона «Убить человека», съемка которой велась сразу двумя телекамерами. 7 ноября того же года сотрудники телекомпании, используя ПТС – передвижную телевизионную станцию, смогли выпустить в эфир первую прямую трансляцию военного парада и демонстрации трудящихся с площади Ленина. ПТС была полностью подготовлена к работе коллективом телецентра в рекордно короткие сроки – всего за месяц.
Как же выглядела студия и в каких условиях работали ее сотрудники?
Редакция располагалась в двух квартирах на первом этаже жилого дома по улице Гоголя. При этом аппаратно-студийный комплекс находился совсем в ином месте – на другом конце города в здании УКВ под телевышкой в районе улицы Тихоокеанская. Площадь самой студии составляла около 25 квадратных метров. Именно отсюда и выходили первые регулярные ежевечерние передачи. Записи передач тогда не существовало, и картинка сразу шла в прямой эфир, поэтому днем перед трансляцией проводилась прогонка-репетиция будущего выпуска.
Оборудование тех времен было чрезвычайно массивным.
Транспортаторов, перемещающих камеры, попросту не было, и, чтобы провести наезд с общего плана на крупный, тяжелую видеоконструкцию оператору приходилось толкать собственным лбом. Следом за камерой шел кабельмейстер - человек, в обязанности которого входило носить провода и следить за тем, чтобы они не натягивались. Это было особенно важно, учитывая тот факт, что все съемки шли сразу в прямой эфир, и любая встряска камеры давала дефект картинки.
Камеры были ламповыми, сильно нагревались в процессе съемки, отчего становилось жарко и в самой студии. Дополнительное "отопление" давали источники света - использовалось большое количество прожекторов в 3-5 кВт и к концу съемок температура в студии могла достигать 50 градусов Цельсия.
На тот момент Хабаровское телевидение было единственной телекомпанией в крае и сотрудникам приходилось осваивать оборудование и постигать все нюансы телевизионного искусства самостоятельно, учиться было попросту не у кого. Настольной книгой многих сотрудников того времени была методичка для телевизионных работников «Азбука телевидения».
Первый прямой репортаж Хабаровского телевидения вышел в эфир 6 февраля 1962 года – его снимали в цехе местной швейной фабрики. В этом же году зрители увидели прямые трансляции хоккейного матча со стадиона имени Ленина и спектакля из Театра Драмы.
"С прямыми репортажами, вроде уже упомянутой съемки на швейной фабрике, тоже все было не так просто. Сначала туда приезжала съемочная группа: журналист, операторы, режиссер, которые показывали и рассказывали, что конкретно будет сниматься, где кому нужно находиться в момент съемки, и как это будет выглядеть в итоге. Проводилась репетиция и проверка связи с вышкой на Тихоокеанской, выяснялось, проходит ли вообще сигнал с места съемки до студии. Если нет, то и съемка, соответственно, была невозможна."

Леонид Грушко
Старейший сотрудник телекомпании, телеоператор ГТРК "Дальневосточная"
3 июля 1964 года было сдано в эксплуатацию долгожданное здание телевидения по адресу улица Ленина, 71.
Здание было специально построено под нужды телекомпании и имело две студии – Большую (общей площадью 300 кв. метров) и Малую (72 кв. метров). Из Большой студии транслировались передачи, спектакли хабаровских гастролирующих театров, концерты симфонической музыки. А в Малой студии диктор зачитывал новости и объявлял программу передач. Кроме того, в состав аппаратно-студийного блока входила и телепроекционная, откуда шли в эфир художественные и документальные фильмы. Также студия могла похвастать и собственным кинопроизводством.
С появлением видеозаписывающего оборудования время выхода программ в эфир кардинально не изменилось, но появилась возможность писать программу заранее – днем. Это, конечно, сильно облегчило работу коллектива Хабаровского телевидения, но всех проблем не решило – оборудование не предусматривало возможности монтажа отснятого материала, склейки не было. Поэтому если при записи происходила какая-то оговорка или ошибка, то переснять только отдельный фрагмент было нельзя – все начиналось заново. Как вспоминает один из старейших сотрудников телецентра, съемка одной и той же передачи могла повторяться до 15 раз.
В 1970 году у Хабаровского ТВ появился собственный отдельный канал (5 ТВК) и было введено двухпрограммное вещание.
Следующим прорывом в истории Хабаровского телевидения стал переход на цветное вещание. 7 ноября 1977 года при помощи передвижной телевизионной станции «Лотос» в цвете транслировался парад и демонстрация трудящихся. В 1982 году была проведена реконструкция аппаратно-студийного комплекса, появилось новое оборудование для цветного вещания, а полный переход на цвет был осуществлен в 1984 году. Ежедневно хабаровчане смотрели художественные и документальные киноленты, собранные в специальном фильмохранилище.
Конечно, с переходом на цвет и в работе самой съемочной группы произошли определенные перемены. Одно дело было снимать в черно-белом формате, когда нужно лишь поймать баланс света и тени, и совсем другое после модернизации оборудования -необходимо было знать и учитывать цветовую гамму изображения, рисовать ее, а для этого уже была нужна совместная работа оператора, художника и режиссера. Художник рисовал эскиз, цвета, а оператор с режиссером уже сверяли получившуюся картинку со специальной таблицей.

Леонид Грушко
Старейший сотрудник телекомпании, телеоператор ГТРК "Дальневосточная"
Тогда у канала было достаточно много (по тем меркам) эфирного времени - вещание начиналось в 19.00, а заканчивалось в 23.00. Помимо собственных передач показывали и художественные фильмы.
Сотрудники Хабаровского ТВ были специально приглашены для того, чтобы снимать Олимпиаду-80 в Москве.
В Хабаровском крае невероятной популярностью в то время пользовался хоккей с мячом, и местное телевидение активно освещало матчи. Именно поэтому, когда встал вопрос о том, кто будет снимать хоккей на траве на летней Олимпиаде 1980 года, выбор пал именно на хабаровскую команду. Причем, на предварительных съемках хабаровчанам удалось настолько хорошо зарекомендовать себя, что после их стали приглашать освещать крупные чемпионаты по хоккею с мячом по всему СССР.
С момента своего открытия Хабаровское телевидение работало исключительно на оборудовании отечественного производства, импортные переносные съемочные видеокамеры «Betacam» попали в распоряжение телевизионщиков только в 1987 году (до этого работали на кинокамерах). Благодаря этому серьезно выросла оперативность телевидения – отснятый материал мог оказаться в эфире всего через полчаса, вместо 4-5 часов с применением старого оборудования.
Следующей вехой развития телевидения в Хабаровске стало 24 января 1992 года.
На базе упраздненного Комитета по телевидению и радиовещанию Хабаровского крайисполкома и Хабаровского радиоцентра была образована Государственная телевизионная и радиовещательная компания «Дальневосточная», именно тогда появилась привычная всем хабаровчанам аббревиатура «ГТРК».
В 90-е годы проходило множество сложных процессов объединения частных и государственных каналов, менялась политика в отношении телевизионных передач и времени их выхода. Это было связано с множеством причин, в том числе с образованием 8 мая 1998 года «Единого производственно-технологического комплекса ВГТРК» (ЕПТК Всероссийская государственная телерадиокомпания). Все региональные государственные телерадиокомпании в субъектах федерации были реорганизованы в Федеральные государственные предприятия – дочерние предприятия ФГУП ВГТРК. 10 февраля 1999 года зарегистрировано ФГУП ГТРК «Дальневосточная».
Популярная среди жителей краевой столицы программа «Вести. Хабаровск» появилась на РТР в сентябре 2002 года. Позже этот канал превратился в телеканал «Россия».
С февраля 2007 года На 5 ТВК начинает выходить в эфир Российский информационный канал «Вести» с региональными врезками «ГТРК «Дальневосточная». Сегодня же этот канал знаком зрителям под иным названием - "Россия 24"
Сформировавшаяся в Хабаровске телевизионная школа продолжает жить и сейчас
Если команда краевой столицы была востребована на съемках Олимпиады – 80, то и сотрудники телеканала, работающие сегодня, в прошлом году участвовали в освещении зимней Олимпиады в Сочи – 2014.
На сегодняшний день телекомпания оснащена самым современным и высокотехнологичным оборудованием, позволяющим выдавать традиционно качественную картинку, соответствующую самым жестким стандартам
За содействие в подготовке материала ИА AmurMedia благодарит заместителя директора ГТРК "Дальневосточная" Алексея Опанасенко и старейшего сотрудника телеканала телеоператора Леонида Грушко.
© 2015, РИА AmurMedia
Made on
Tilda